Адаптация первокурсников

  Содержание и направления работы психологической службы по адаптации первокурсников к обучению в ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж» 

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, которые не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта и блокировали возможность конфликта со средой. На протяжении начального курса складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое явление – динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить низкую успеваемость и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других – ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать появления дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации к обучению в колледже быстрым и психологически комфортным.

Целенаправленную помощь студентам первых курсов старается оказать психологическая служба колледжа. Деятельность службы в адаптационный период первокурсников направлена на психологическое сопровождение периода адаптации студентов первых курсов к обучению в колледже. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Содействие в создании оптимальных психологических условий включения первокурсников в процесс обучения в колледже.

  2. Изучение процесса адаптации студентов-первокурсников.

  3. Оказание помощи классным руководителям в работе с группой первокурсников.

  4. Психологическая помощь студентам первого курса в процессе адаптации к условиям обучения в колледже, развитию у них умений быстро приспосабливаться к новым условиям.

Решение задач реализуется с помощью просвещения, коррекционно-развивающей и диагностической деятельности по отношению к первокурсникам и их классным руководителям (см. таблицу).

Направления работы психологической службы

Содержание работы с классными руководителями

Содержание работы с первокурсниками

Просвещение

Информирование о видах и формах адаптации студентов первого курса к обучению в колледже; о трудностях и последствиях адаптационного периода для психологического здоровья первокурсников и их успешности получения образования

Информирование о правилах поведения и обучения в колледже, знакомство с колледжем, его историей и преподавательским составом, раскрытие сведений о видах и формах адаптации студентов первого курса к обучению в колледже; о специфике обучения и преподавания в колледже, о трудностях и последствиях адаптационного периода для психологического здоровья первокурсников и успешности получения ими образования

Диагностика

Изучение взаимоотношений студентов в коллективе, типов интеллекта, самочувствия, активности, настроения, нормализации учебной нагрузки студентов первокурсников (наблюдения, беседы, анкеты)

Изучение самочувствия, активности, настроения, мотивации, дисциплины первокурсников с помощью анкет, бесед, опросников, организация консультаций, групповых занятий по повышению мотивации и разрешению трудностей обучения в колледже, а также разработка рекомендаций по организации своего учебного и внеучебного времени, выработке, закреплению самостоятельных навыков студента и умений подготовки экзаменационных и межсессионных аттестаций

Коррекционно-профилактическая

Организация семинаров и консультаций для актуализации знаний и умений работы по изучению и сплочению группы, общению с первокурсниками, навыков работы со студентами с низкой адаптированностью к условиям колледжа, а также по самораскрытию возможностей реализовать свои функции

Организация консультаций, групповых занятий по повышению мотивации и разрешению трудностей обучения в колледже, а также разработка рекомендаций по организации своего учебного и внеучебного времени, выработке, закреплению самостоятельных навыков студента и умений подготовки экзаменационных и межсессионных аттестаций

 

Содержание работы психологической службы связано с особенностями адаптации студентов в колледже, которая предполагает:

  1. профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса (связанного с овладением будущей специальностью), выработка навыков самостоятельности, целенаправленности в учебно-познавательной, профессионально-практической и научно-исследовательской деятельности;

  2. социально-психологическую адаптацию, то есть приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения с сокурсниками и преподавателями.

К сожалению, не все студенты проходят процесс адаптации благополучно. Психологической службой выявлены следующие трудности в процессе адаптации первокурсников к условиям обучения в колледже:

  1.  
    • отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива, где было все знакомо, наблюдалась взаимопомощь и моральная поддержка;

    • неопределенность мотивации выбора профессии и недостаточная психологическая подготовка к ней;

    • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и учебной деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов;

    • поиск оптимального режима труда и отдыха в новом образовательном учреждении;

    • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;

    • конфликтность в группе или с преподавателями в результате неумения конструктивно взаимодействовать с людьми, низкого самоуправления в деловых контактах, слабой критичности мышления;

    • отсутствие навыков самостоятельного принятия решения в учебной ситуации, неумение конспектировать материал лекции, статьи, работать с литературой, словарями, справочниками, указателями.

Причины и симптомы нарушения адаптации первокурсников

Формы адаптации первокурсников

Нарушения адаптации

Причины нарушений адаптации

Формальная адаптация

Опоздания на занятия, низкие оценки, в том числе в период межсессионного учета и за сессию, чувство психологического дискомфорта, повышенная тревожность

  • незнание правил, принятых в данном учебном заведении и требований предъявляемых к статусу студента;

  • неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля со стороны преподавателей;

  • низкая мотивация получения среднеспециального образования;

  • процесс налаживания быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие

Общественная адаптация

Чувство беспокойства, потерянности, одиночества, опустошенности, неудовлетворенности; частые конфликты в группе, между группами, между группой и классным руководителем, с преподавателями

  • переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива, где чувствовались взаимная помощь и моральная поддержка;

  • неумение устанавливать отношения в новом коллективе, с новыми людьми;

  • закрытость студента;

  • отсутствие совместной деятельности;

  • низкий уровень сплоченности студенческой группы

Дидактическая адаптация

Узкий кругозор, отказы отвечать на занятиях, частые списывания при самостоятельной работе, низкие текущие оценки, в том числе в период межсессионного учета и

  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;

  • отсутствие навыков самостоятельной работы;

  • неумение конспектировать;

  • неумение работать со словарями с учебной и методической литературой;

  • недостаточный уровень развития учебных умений;

  • пробелы в базовых знаниях

 

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны в силу поиска способов взаимодействия в новых условиях, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, недостатками воспитания в семье и школе.

 

Проявления трудностей адаптации первокурсников в колледже и способы их выявления

Трудности адаптации первокурсников в колледже

Способы выявления трудностей адаптации первокурсников в колледже

Недисциплинированность

Анализ рапортов посещаемости групп

Сбор сведений о посещаемости

Неустойчивая и низкая успеваемость по учебным предметам

Анализ отметок в межсессионный период учета знаний

Сбор сведений об успеваемости у классных руководителей и ведущих преподавателей

Конфликтность с сокурсниками и преподавателями

Анализ ситуаций

Беседа с классными руководителями и преподавателями

Анкетирование групп первокурсников

Наличие беспокойства, плохое самочувствие

Анкетирование и психологическое тестирование студентов первых курсов

Наблюдения в ходе занятий, на переменах, в условиях повседневной жизни колледжа

Беседы с классными руководителями

 

 

Результаты работы психологической службы в 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебные годы на организационно-диагностическом этапе психологического сопровождения процесса адаптации первокурсников педагогического колледжа показали, что большинство (78%) студентов первого курса приняли позицию «студента» и условия обучения в колледже, небольшая часть (11,9%) первокурсников включилась в процесс обучения в колледже с меньшей активностью, а часть студентов первого курса (10,1%) имели трудности. Чаще всего в анкетах первокурсников отмечались такие трудности, как «неумение быстро конспектировать лекции; нехватка времени на самостоятельную подготовку к семинарам, практическим занятиям; трудности каждый день, особенно субботу, ходить к первому уроку; постоянное ощущение голода» и др.

Адаптация студентов к новым условиям обучения (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го – начале 3-го учебного семестра. В условиях ГОУ СПО (ССУЗ) «Зубово-Полянский педагогический колледж» специально планируется система мероприятий, способствующая успешной адаптации первокурсников. К числу наиболее важных мероприятий относятся работа по формированию и комплектованию групп, ритуал «Посвящение в студенты», чтение курса «Введение в специальность», выступления ведущих преподавателей в группах, знакомство с историей колледжа, выпускниками, прославившими его, организация для студентов консультационного пункта на базе психологической службы, силами которой осуществляется психологическое сопровождение первокурсников в период адаптации по специально разработанной отрецензированной и утвержденной программе, предполагающее проведение психологических часов, тренингов, бесед, и психологических игр, введение межсессионной аттестации знаний, что в целом позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Особую роль в адаптации первокурсников принадлежит классным руководителям, и это не случайно, так как эти преподаватели являются ведущими в новых образовательных условиях колледжа, кто оказывает посильную помощь первокурсникам в трудных ситуациях первых дней пребывания, координируя и организуя их деятельность и перемещение по колледжу.

Взаимодействие с группой предполагает и работу самих студентов над умением объединяться и согласовывать свои действия. Задача студенческой группы – не поиск усредненного варианта включения в новые виды общения и деятельности, а создание условий для общего оптимального взаимодействия и продуктивного контакта. При такой задаче классным руководителям требуется лишь содействовать естественному процессу развития группы, от которой в большей степени зависит успешность адаптации первокурсников.

Важным этапом адаптации первокурсников в колледже является процедура межсессионной аттестации, зачетно-экзаменационной сессии, сдача экзаменов и осознание значимости этого процесса для дальнейшего обучения.

Экзаменационная сессия, сдача зачетов и экзаменов является ответственным периодом в жизни каждого студента. В этот период студенты должны показать все свои знания и умения по учебным дисциплинам. Результат сдачи экзаменов и зачетов – это оценка не только интеллектуального уровня студентов по предмету, но и его вклада в получение образования в процессе изучения дисциплины (семестра или учебного года). Хорошие результаты первокурсник покажет, если будет хорошо подготовлен к сессии. Данная подготовка включает в себя несколько аспектов:

  • физиологический аспект (мобилизация организма для направления энергии на повторение и системное усвоение учебного материала) включает управление питанием и режимом дня;

  • интеллектуальный аспект (активизация имеющихся представлений, знаний и умений по учебному предмету, их пополнение) реализуется через приемы повторения и актуализации информации в памяти;

  • операционально-технический аспект (усвоение и применение учебных навыков, умственных операций) раскрывается через умения продуктивно планировать, организовывать и объективно оценивать собственную учебно-познавательную деятельность в период подготовки и сдачи экзаменов, зачетов.

Взаимосвязь и взаимодополнение перечисленных аспектов обеспечивают продуктивность подготовки к сессии и успешность сдачи экзаменов и зачетов.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента, важно знать жизненные планы и интересы первокурсников, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. это, к сожалению, не всегда учитывается преподавательским составом, так как первокурсники требуют внутренней перестройки и отношений самих педагогов колледжа, особенно тех, кто долгое время не преподавал у студентов первого курса.

 

Дополнительная информация